Президент КРОС Сергей Зверев об итогах года в мире коммуникаций и прогнозах на 2018

26 декабря

Сергей Зверев подводит итоги года и говорит о прогнозах в мире коммуникаций на 2018 год: «Прежде всего, в 2017 году произошло историческое событие: интернет привлек больше бюджетов рекламодателей, чем телевидение. И это, безусловно, важный «водораздел» для всей индустрии коммуникаций.

Этот год открыл целый новый рынок в области коммуникаций — сопровождение криптовалютных бизнесов и ICO. Пожалуй, так быстро еще ни одно направление коммуникаций не развивалось. И это интересный феномен.

Мы также увидели взрывную реализацию потенциала мессенджеров, и прежде всего, Telegram, как нового канала коммуникаций. Кстати, этот феномен характерен в основном для русскоговорящего сообщества. Та волна, которая начала подниматься в ещё прошлом году, прокатилась по рынку коммуникаций в 2017, создав немало поводов для волнений специалистам — как на корпоративной стороне, так и среди консультантов.

Что касается будущего, то о нём всегда говорить сложно, но осмелюсь предположить, что может стать предметом «итоговых» интервью декабря 2018.

Думаю, что наиболее часто произносимым словом 2018 года у нас станет слово «контент». PR-структуры все больше и больше будут превращаться в центры по производству контента. При этом времени на раскачку, подготовку и согласование будет становиться всё меньше и меньше. И это потребует от нас всех даже не столько перестройки бизнес-процессов, сколько переосмысления того, что такое наша профессия сегодня.

Во-вторых, усилится тренд на индивидуальные коммуникации. Не думаю, что будет правильно говорить о том, что «массовые коммуникации» умрут. Однако в следующем году всем бизнесам — от частных кофеен до транснациональных гигантов — придется думать о конкретных людях и сообществах и общаться именно с ними, в рамках не своей, но их повестки. Programmatic как технология выйдет за пределы рекламы и потребует изменения привычных процессов и технологий.

В-третьих, в современной коммуникационной среде уже никому не удается никого перекричать — слишком много источников, позиций, форматов. Поэтому значимые публичные инициативы и большие проекты становится возможным реализовывать только в партнерствах. Рост запроса на партнерские проекты (отраслевые, межотраслевые) и омниканальность — еще один тренд, который, в будущем году только усилится. Надеюсь, что искусственный интеллект в наступающем году ещё не лишит нас работы, но за его развитием, как и развитием блокчейн-технологий мы тоже продолжим следить с замиранием сердца.

С наступающим Новым годом и да поможет нам Big Data!»