В исследовании авторы реконструировали классификатор по принципу отмененного ранее ОКОНХ, в результате чего выделили 17 отраслей , опираясь на два основных критерия:
- То, как отрасли в их самоназвании присутствуют в коммуникационном пространстве ведущих деловых медиа.
- То, как отрасли группировались в структуре федеральной исполнительной власти в различных составах кабинета правительства за последние два десятилетия, с момента фактической отмены ОКОНХ.
При этом важно отметить, что опора на ОКВЭД сохранена в полной мере – в некоторых случаях мы за базу для определения отрасли принимали класс ОКВЭД, в некоторых случаях группу ОКВЭД, но никогда в одной определяемой нами отрасли не смешивались предприятия разных групп или классов общероссийского классификатора.
Исследование включает Рейтинг отраслей по их представленности в публичном поле ассоциациями и отраслевыми объединениями.
Первые позиции прочно удерживают ассоциации четырех отраслей – туристической, торговли, страхования и финансовых услуг. Эти результаты в целом соответствуют уровню задач, с которыми встретились отрасли во время пандемии.
- Туристическая отрасль оказалась в фокусе общественного внимания в первые недели пандемии, когда остро встал вопрос эвакуации туристов из стран, вводящих карантин.
- Торговля, не только в России, но и в Великобритании, Франции, Японии, полвека не знавших понятия «товарный дефицит», столкнулась с массовой покупательской истерией с одной стороны и давлением популистов, требующих ввести то продуктовые карточки, то государственное регулирование всех цен на полках супермаркетов.
- От страхования требовали решить все проблемы всех пострадавших предприятий.
- От финансистов требовали льгот, отсрочек и кредиток, словно финансовые организации – это часть государственного механизма, а не бизнес.
Все эти вопросы требовали не просто активной публичной риторики со стороны ассоциаций, но использования инструментов нахождения баланса интересов государства, бизнеса и групп общества – инструментов Public Affairs. Ассоциации-лидеры работали именно так.
Рейтинг отраслей по коммуникационных активности ассоциаций и деловых объединений:
- Туристическая отрасль
- Деятельность по предоставлению финансовых услуг
- Торговля оптовая и розничная
- Страхование
- Производство пищевых продуктов
- Деятельность в области IT
- Добыча нефти и газа
- Производство напитков
- Лесное хозяйство, рыболовство
- Деятельность воздушного и космического транспорта
- Строительство
- Химическое производство
- Фармацевтическая отрасль
- Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта
- Аграрная отрасль
- Металлургическое производство
- Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых
По каждой из сформированных 17 отраслей были сформированы отдельные рейтинги:
- ТОП 5 отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой
- ТОП 5 первых лиц отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой
Если отрасль в реестре ТОП 300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России отражали <5 отраслевых и бизнес объединений, в рейтинг вносилась одна ассоциация-лидер и одна персона-лидер.
Объединения аграрной отрасли значительно представлены в медийном поле как в федеральных, так и региональных СМИ. В региональных медиа зафиксировано наибольшее количество упоминаний.
Однако в деловых медиа аграрная повестка освещается скупо, и это идет в разрез с высокой динамикой роста отрасли в период с 2014 года. Основная причина может заключаться в приоритете, который отдается финансовой, банковской тематике и сфере ТЭК, традиционно считающимися базовыми для российской экономики.
Ниже приведены данные по числу упоминаний аграрных ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.





Президент

Исполнительный директор



В деловых медиа зафиксированы три ассоциации, объединяющие представителей отрасли. Приводим данные по объединению, лидирующему по показателям медиаприсутствия с большим отрывом.


Президент
В деловых медиа представлены 4 ассоциации, объединяющие предприятия нефте- и газодобычи. Ввиду базового характера отрасли для экономики РФ и активного присутствия ассоциаций в медиаполе, считаем необходимым представить полный рейтинг всех представителей отрасли.
Безусловное лидерство медийных позиций НТС и РТС обусловлено активной публичной деятельностью их руководителей, инициировавших полемику вокруг структуры, принципов управления и налогообложения отрасли.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 г






Президент

Генеральный директор
В фокусе внимания деловых медиа находились две ассоциации отрасли.
Приводим данные по той из них, чьи показатели выше. При этом коммуникационная активность руководителя ассоциации-лидера в этой категории не зафиксирована.


Ассоциации, представляющие рыбную отрасль, являются безусловными лидерами по показателям медиаприсутствия в деловых медиа.
Лесное хозяйство представлено кратно меньше, что может быть следствием формального функционирования ассоциаций. Показатели медиаприсутствия глав ассоциаций находятся в соответствии с рейтингом самих ассоциаций.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.








Президент


В информационном поле деловых медиа зафиксировано 3 ассоциации, связанных с металлургическим производством. Безусловным лидером является ассоциация русская сталь». Медийное присутствие двух других представителей отрасли отличается предельно низкими показателями.


Присутствие в медиаполе деловых СМИ объединений производителей напитков выражено в умеренной степени. Предсказуемые лидеры – представители производителей пива, алкоголя и чая/кофе. Рейтинг глав ассоциаций коррелирует с показателями самих ассоциаций.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.








(Росчайкофе), РАПЧК
Генеральный директор


В лидерах медиаприсутствия закономерно находится Рудпродсоюз – объединение производителей продуктов питания всех видов и его руководитель Д.В. Востриков. Высокие показатели объединений молочной, сахарной и зерновой промышленности также закономерны.
Обращает на себя внимание отсутствие в лидерах медиаполя представителей мясоперерабатывающей промышленности.
Высокие показатели объединения пекарей и кондитеров и его руководителя свидетельствуют об эффективности работы PR-специалистов гильдии.






Президент


Исполнительный директор

Лидерами по количеству упоминаний являются объединения страховых фондов. Первым среди равных предсказуемо является объединение автостраховщиков.
В ТОПе представлены объединения негосударственных пенсионных фондов, что объяснимо постоянным присутствием темы в повестке ввиду ее актуальности и отсутствию стабильности предлагаемых форм реализации и гарантий для индивидуальных пенсионных накоплений.
Абсолютным лидером по медиаприсутствию среди руководителей является Игорь Юргенс, возглавляющий три ассоциации.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.








Ассоциации, объединяющие строительные организации, представлены в деловых медиа в ограниченном количестве, что не коррелирует с динамикой развития отрасли.
Рейтинг медиаприсутствия первых лиц ассоциаций пропорционален рейтингу объединений.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.








Президент


В рейтинге медиаприсутствия ассоциаций транспортной отрасли лидируют представители железнодорожной и автомобильной отраслей. Это обусловлено уровнем и масштабом их развития в стране.
Ниже приведены данные по количеству упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.






такси — АНО ОСРТ,
Председатель совета

транспорта (СОЖТ),
Исполнительный директор

Президент


Ассоциации, объединяющие торговые предприятия, достаточно массово представлены в деловых медиа.
В лидерах списка предсказуемо фигурирует Ассоциация компаний розничной торговли.
Широко представлены объединения интернет- и дистанционной торговли, а также объединение автодилеров.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.






Президент




Туристическая отрасль представлена в медиаполе тремя объединениями, из которых деловые СМИ наибольшее внимание уделили ассоциации АТОР, хотя показатели медийного присутствия двух других объединений соизмеримы с лидером.


Среди четырех ассоциаций, представляющих фармотрасль, присутствие которых зафиксировано в деловых СМИ, реально значимые показатели имеет только Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП).


В сфере финансовой деятельности в публичном поле наиболее представлены банковские и финансовые объединения. Наибольшее количество упоминаний зафиксировано в деловых медиа.
Лидерами по присутствию в деловых медиа являются Ассоциация банков России (Ассоциация «Россия») и Ассоциация российских банков (АРБ). Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Тосунян Г.А. возглавляет также рейтинг первых лиц ассоциаций в сфере финансовых услуг в деловых медиа.
Фондовый рынок представлен двумя организациями, и в совокупности они дают высокую степень присутствия в повестке деловых медиа.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.






Президент

Президент

фондового рынка (НАУФОР),
Президент

Руководитель ассоциации

Председатель правления
Среди ассоциаций, связанных с химпроизводством, лидируют по присутствию в медиаполе деловых СМИ объединения, производящие удобрения и другую продукцию для интенсификации аграрной отрасли.
Рейтинг руководителей коррелирует с показателями медиаприсутствия объединений.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг.






удобрений (РАПУ),
Президент

Исполнительный директор



Исполнительный директор
IT ассоциации представлены в деловых медиа в ограниченном числе публикаций. Очевидно наличие явного лидера в медиаприсутствии – ассоциации РАЭК. Заметную долю составляют производители программного обеспечения. В меньшей степени представлены производители технических устройств. Упоминаемость руководителей объединений в среднем пропорциональна показателям возглавляемых ими ассоциаций.
Ниже приведены данные по числу упоминаний ассоциаций и их руководителей в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 г.






коммуникаций (РАЭК),
Директор

Президент


Президент
