Выводы исследования

ВЫВОДЫ

2022 год изменил наполнение public affairs для всех активных экономических субъектов, а также представляющих их ассоциаций. На фоне вызовов и задач первого полугодия все трудности отдельных структур в 2021 году (борьба с ростом цен, моратории на банкротства и отраслевые субсидии) и риски ковидного 2020 года отошли на второй план. А на первом оказались традиционно востребованные функции переговоров от лица отрасли с Правительством и разработка правил выживания в условиях санкций.

Первый тренд полугодия — смешение зон ответственности в коммуникации. Мы привыкли, что члены АСМАП занимаются вопросами внутренних перевозок, стоимости и условий внешнеэкономических операций, а теперь им пришлось стать специалистами по трансграничным режимам прохождения грузов в условиях различных ограничений. Также и РСТ, параллельно с вопросами внутреннего туризма консультировал чиновников касательно части авиасообщения в Турцию (число мест и соотношение российских и турецких перевозчиков на данном направлении).

Второй тренд полугодия — коммуникация по бизнес-задачам отрасли. И если для металлургов с их многолетним диалогом с РЖД по части тарифов на перевозку и их индексаций выглядели привычно, то для страховых компаний и РСА речь шла уже о выживании института ОСАГО в период блокады поставок в Россию запасных частей и роста цен на них. Для представителей отрасли продуктов питания главным стали не цены, а упаковка и нормы, связанные с ней. Санкции ударили по пакету с молоком. Для сельского хозяйства — логистика экспорта и правила его регулирования. И параллельно, те же сельхозпроизводители работали над гарантиями цен и объемов по минеральным удобрениям.

Третий тренд полугодия — работа над правилами регулирования отрасли. Для АКОРТ и для всех ассоциаций так или иначе связанных с торговлей и производством вызов полугодия — режим параллельного импорта. Эта сфера теперь — постоянный предмет переговоров. То, что начиналось как разговор о технике и запасных частях к ней, бытовой электроники, теперь касается и алкоголя, и одежды. Список гибкий, а значит его обсуждение не заканчивается пока действует режим параллельного импорта.

Четвертый тренд, который только набирает обороты — протекционизм отраслей. Под этим понимается не традиционная защита внутреннего рынка от внешнего, а сложный диалог с государством о льготах и директивных мерах защиты. Первыми дорожку протоптали компании IT секторами. Но (забегая на второе полугодие) — все более-менее значимые отрасли начали такой диалог с Правительством. И, что интересно, пока мы не увидели на этом поле сильной позиции межотраслевых ассоциаций, хотя это им по силам. Более того, в прежние периоды РССП или Деловая Россия — это были наиболее весомые площадки для защиты интересов самых разных секторов российской экономики.