Опубликован новый рейтинг отраслевых ассоциаций за 9 месяцев 2021 года
Комитет по Public Affairs РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью) совместно с аналитическим департаментом КРОС представили второй выпуск исследования отраслевых ассоциаций и деловых объединений России за 3 квартала 2021 года – «Ландшафт влияния».
Исследование включает верифицированный реестр действующих ассоциаций и деловых объединений – ТОП 300 и отражает самых влиятельных игроков в 39 отраслях таких как, туристическая отрасль, финансовые услуги, оптовая и розничная торговля, страхование и НПФ, электроэнергетика, HoReCa и другие.
Авторы проанализировали отраслевой ландшафт, выявили активные объединения и создали достоверный реестр действующих организаций, в котором ассоциации и деловые объединения ранжированы в соответствии с их коммуникационной активностью в публичном поле:
-
ТОП 50 отраслевых и бизнес-объединений. Деловые медиа
Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой -
ТОП 50 отраслевых и бизнес-объединений. Федеральные медиа
Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих федеральных масс-медиа, работающих с широкой аудиторией -
ТОП 50 отраслевых и бизнес-объединений. Региональные медиа
Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих региональных масс-медиа -
ТОП 50 отраслевых и бизнес-объединений. Первые лица в медиа
Рейтинг первых лиц отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой
9 месяцев 2021 года показали, что у ассоциаций есть две эффективные стратегии коммуникаций для защиты отраслевых интересов. Первая — не дожидаясь негативных сигналов со стороны регуляторов, формировать собственную информационную повестку. Такой модели поведения придерживалась отрасль организованного туризма: в 2021 году открывались популярные места выездного отдыха (Турция, Кипр), а внутренний туризм переживал период избыточно высокого спроса.
Вторая стратегия — активный диалог с регуляторами, позволяющий выработать решения, нужные исполнительной власти и защищающие интересы отрасли, которую представляет ассоциация. Здесь наиболее показателен опыт АКОРТ и отраслевых союзов производителей продуктов питания и предприятий сельского хозяйства.
Как показало исследование, ключевой аспект в работе объединения и ассоциации — это не просто готовность быть рупором отрасли, а способность формировать информационные поводы и аналитику в защиту своей публичной и непубличной позиции. Если такая работа не ведется, если нет постоянной медиа повестки и аналитики (особенно за пределами отраслевых медиа), то в момент, когда у регулятора или профильного министерства формируется определенная позиция, противоречащая тому видению, что есть внутри той или иной отрасли, нет возможности донести контраргументы, показать, в чем транслируемая госорганом позиция может противоречить интересам отрасли. В таком положении оказались металлурги, столкнувшиеся с критикой за высокие экспортные доходы и рост цен на внутреннем рынке России на металлопродукцию, используемую при строительстве жилых домов.
Для ряда исследуемых объединений и отраслевых ассоциаций характерна проблема с лидерами мнений, представляющими организацию в государственных органах. Представитель одной из компаний — участниц отраслевой структуры в комментариях СМИ может представлять позицию всей отрасли, несмотря на интересы других игроков. В качестве примера можно привести Владимира Лисина, владельца и председателя совета директоров Новолипецкого металлургического комбината, который высказывается по вопросам металлургической отрасли и рынка грузовых железнодорожных перевозок (в обоих случаях присутствует прямой бизнес-интерес структур бизнесмена). В диалоге с органами исполнительной власти более эффективно в качестве фронтмена иметь представителя, напрямую не аффилированного с бизнесом (это убирает риск конфликта интересов со стороны чиновников).
Выборка по представленности ассоциаций и объединений в федеральных СМИ показывает важность проактивной работы по продвижению отраслевой повестки среди граждан. На первом месте для профессиональных медиаторов и защитников интересов бизнеса диалог с органами власти. Но мнение рядовых потребителей услуг и покупателей может сыграть важную роль в период экономической стагнации и снижения уровня доходов граждан, а также в года больших выборов — депутатов Государственной думы РФ и президента РФ. Те или иные аспекты бизнес-повестки становятся частью популистских заявлений политиков (уровень оплаты труда, цен на товары, доступности услуг и т. д.).
Политическая повестка формирует характер диалога в тех сферах, где вопросы национальной безопасности пересекаются с рисками для конечных потребителей услуг. Тут показательна работа РАЭК и его лидера Сергея Плуготаренко. Его структура оказалась включенной в национальный проект по цифровой грамотности, а также использованию новых технологий для профилактики техногенных катастроф. Специфика государственного управления в России состоит в поиске негосударственных механизмов решения вопросов государственной важности. В данном случае ассоциация и ее лидер берут на себя функцию проводника значимой для общества информации (вопрос телефонных мошенников и сохранения персональных данных находится в фокусе внимания президента и правительства).
С учетом экономических задач, стоящих перед правительством РФ, для различных ассоциаций важно развивать навык межотраслевого диалога. Вопрос цен на продукты питания — это не вопрос одной розничной торговли, а комплексная проблема, которая касается производства продуктов питания, транспортировки, хранения и страхования рисков на каждом этапе производства и движения пищевой продукции. Диалог снимает риски поиска виноватых в ситуации колебаний цен на конечную продукцию. Навык выработки совместной позиции по проблемам повышает шанс на получение поддержки со стороны исполнительных органов власти.
В ТОП 50 ассоциаций и бизнес-объединений по коммуникационной активности в деловых медиа лидируют союзы, представляющие туристическую и финансовую отрасли, розничную торговлю, фондовые рынки.
ТОП 10:
- Ассоциация туроператоров России (АТОР)
- Ассоциация банков России (Ассоциация “Россия”)
- Российский союз туриндустрии (РСТ)
- Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ)
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)
- Всероссийский союз страховщиков (ВСС)
- НП "Совет рынка" (Некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью)
- Российский Союз Автостраховщиков (РСА)
- Федерация Рестораторов и Отельеров (ФРиО)
- Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ)
В рейтинге ТОП 50 по количеству упоминаний в федеральных медиа преобладают союзы и ассоциации туристической, строительной, финансовой и машиностроительной отраслей.
ТОП 10
- Ассоциация туроператоров России (АТОР)
- Российский союз туриндустрии (РСТ)
- Союз машиностроителей России
- Ассоциация банков России (Ассоциация “Россия”)
- НОСТРОЙ - Национальное объединение строителей
- Российский Союз Автостраховщиков (РСА)
- Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
- Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ)
- Всероссийский союз страховщиков (ВСС)
- Федерация Рестораторов и Отельеров (ФРиО)
Среди лидеров по представленности ассоциаций и деловых объединений в региональных медиа – союзы, объединяющие представителей туристической, машиностроительной и страховой отраслей, а также ассоциацию волонтеров.
ТОП 10:
- Ассоциация туроператоров России (АТОР)
- Союз машиностроителей России
- Ассоциация волонтерских центров
- Российский союз туриндустрии (РСТ)
- Российский Союз Автостраховщиков (РСА)
- Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
- НОСТРОЙ - Национальное объединение строителей
- Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ)
- Федерация Рестораторов и Отельеров (ФРиО)
- Общероссийское экологическое общественное движение “Зеленая Россия” (ОЭОД “Зеленая Россия”)
В рейтинге упоминаний руководителей объединений в деловых медиа лидирует Майя Ломидзе в качестве Исполнительного директора Ассоциации туроператоров России. В первую десятку вошли руководители других деловых объединений федерального уровня, в том числе Сергей Юшин, Игорь Бухаров и Герман Зверев.
ТОП 10:
- Ломидзе М.А., Исполнительный директор АТОР
- Достов В. Л., Председатель Совета АЭД
- Юшин С. Е., Руководитель исполнительного комитета НМА
- Юргенс И. Ю., Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) / Российского Союза Автостраховщиков (РСА) / Национального союза страховщиков ответственности (НССО)
- Мехтиев Э., Президент НАПКА
- Тимофеев А. В., Президент НАУФОР
- Бухаров И. О., Президент ФРИО
- Белов А. С., Генеральный директор СОЮЗМОЛОКО
- Глушков А. Н., Президент НОСТРОЙ
- Зверев Г. С., Президент ВАРПЭ
Реестр исследуемых отраслей:
- Туристическая отрасль
- HoReCa
- Лесная промышленность
- Рыбная промышленность
- Аграрная отрасль
- Производство пищевых продуктов
- Производство напитков
- Воздушный и космический транспорт
- Сухопутный и трубопроводный транспорт
- Производство машин и оборудования
- Электроэнергетика
- Строительство
- Недвижимость
- ЖКХ, фасилити менеджмент, клининг
- Нефтегазовая промышленность
- Добыча мет. руд и проч. ископаемых
- Металлургическое производство
- Химическое производство
- Легкая промышленность, производство ТНП
- Фармацевтическая отрасль
- Медицинские услуги
- Торговля оптовая и розничная
- Экология, рециклинг, обращение с отходами
- Финансовые услуги
- Страхование, деятельность НПФ
- Инвестиционная деятельность
- Консалтинг, оценочная деятельность
- Деятельность профессиональная, научная и техническая
- Деятельность в области ИТ
- Реклама, маркетинг, PR, GR
- Связь, СМИ, Медиа коммуникации
- Креативные индустрии, индустрия развлечений
- Управление авторскими и смежными правами
- Образование, просвещение
- Спорт, индустрия красоты
- Рынок труда, HR
- Управление
- Благотворительность, КСО
- Межотраслевые и обще предпринимательские объединения