Ландшафт влияния.
Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений России

Подготовлено Комитетом РАСО по Public Affairs и аналитическим департаментом КРОС

ЛАНДШАФТ ВЛИЯНИЯ.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ И ДЕЛОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ.
ИТОГИ 2021

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование реестра

  • Информационный поиск в системе «Медиалогия» на базе публикаций за последний год с разработкой методики фильтрации информации и определения обязательных признаков соответствия.
  • Сопоставительный анализ деятельности организаций с отраслью.
  • Формирование облака партнеров, подтверждающего взаимосвязь организации с отраслью.

Первый шаг. Информационным поиском в системе «Медиалогия» на массиве публикаций за год выявлялись все субъекты коммуникационного пространства, название которых по формальным признакам могло говорить о том, что они представляют собой отраслевые или деловые объединения.

Пример: некоммерческая организация «Союз мороженщиков» или «Российский союз поставщиков металлопродукции».

Второй шаг. Определение присутствия ассоциации в сети — сайт и аккаунты в социальных сетях.

Если на сайте были заявлены ассоциации-партнеры, или они выявлялись в материалах сайта (например, в текстах новостей) — они тоже вносились в список на проверку.

Третий шаг представлял из себя обратный переход в систему «Медиалогия» с найденными новыми объединениями и ассоциациями и повторение первого и второго шагов.

Всего было сделано четыре таких круга — пока новые объединения и ассоциации не перестали появляться.

Полученный список проверялся на выполнение хотя бы одного критерия:

  • в течение года о нем должны были появляться публикации в СМИ в контексте его деятельности;
  • в течение года на сайте организации должна была быть заявлена ее собственная активность, направленная в публичное поле — заявления, обращения, собственные мероприятия, участие во внешних мероприятиях.

Так был сформирован ранжированный список ТОП-400 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России.

В дальнейшем список ассоциаций был сгруппирован по видам экономической деятельности. В качестве классификатора был использован государственный стандарт — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Поскольку все деловые объединения как организации относятся к одному классу ОКВЭД «94 Деятельность общественных организаций», на этом этапе мы самостоятельно отнесли ассоциацию или деловое объединение к тому виду экономической деятельности, интересы предприятий которой она отражает.

Основанием для этого стали:

  • официальные материалы самой организации, в которых структура излагает задачи и принципы своей работы;
  • контекст публикаций масс-медиа, в которых детальность организации отражена.

На этом этапе определилось, что «отрасль» с точки зрения публичной представленности в информационном поле и «вид деятельности» с точки зрения ОКВЭД не тождественны, причем не существует официального классификатора отраслей в том виде, в котором они присутствуют структуре государственного управления или публичном понятийном поле масс-медиа.

Существующий ОКВЭД ориентирован на задачи сбора государственной статистики, а аналога отмененного ОКОНХ (Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства) в России не формировали.

Мы самостоятельно реконструировали такой классификатор, в результате чего выделили 44 отраслей, опираясь на два основных критерия:

  • то, как отрасли в их самоназвании присутствуют в коммуникационном пространстве ведущих деловых медиа;
  • то, как отрасли группировались в структуре федеральной исполнительной власти в различных составах кабинета правительства за последние два десятилетия, с момента фактической отмены ОКОНХ.

При этом важно отметить, что опора на ОКВЭД сохранена в полной мере — в некоторых случаях мы за базу для определения отрасли принимали класс ОКВЭД, в некоторых случаях группу ОКВЭД, но никогда в одной определяемой нами отрасли не смешивались предприятия разных групп или классов общероссийского классификатора.

В дальнейшем объектом нашего исследования стали как ассоциации, так и отрасли, внутри которых мы проводили рейтингование.

Формирование рейтинга

На первом этапе исследования оценивалась коммуникационная активность участников ТОП-400 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России. Рейтинг коммуникационной активности отраслевых ассоциаций и бизнес объединений формируется на основе объективных замеров — медиа статистики.

Основой для замеров являются показатели информационной системы «Медиалогия», выступающей в настоящее время отраслевым стандартом измерений для отрасли профессионалов коммуникаций. Исследуемых массив составляет более 200 тыс. сообщений в федеральных и региональных медиа, учитывается количество сообщений, контекст и роль субъекта в публикациях.

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ

Верифицированный реестр действующих отраслевых и деловых объединений России:

  • ТОП-400 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России.

Рейтинг лидеров отраслевых ассоциаций и деловых объединений коммуникационной активности в публичном поле, сформированный по отдельным группам:

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Деловые медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой;

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Федеральные медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих федеральных масс-медиа, работающих с широкой аудиторией;

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Региональные медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих региональных масс-медиа;

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Первые лица в медиа
    Рейтинг первых лиц отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой;

  • Рейтинг ассоциаций и бизнес объединений. Отрасли
    Рейтинг отраслей по суммарной коммуникационной активности ассоциаций и бизнес объединений, представляющих организации отрасли.