Формирование реестра
-
Информационный поиск в системе «Медиалогия» на базе публикаций за последний год с разработкой методики
фильтрации информации и определения обязательных признаков соответствия.
-
Сопоставительный анализ деятельности организаций с отраслью.
-
Формирование облака партнеров, подтверждающего взаимосвязь организации с отраслью.
Информационным поиском в системе «Медиалогия» на массиве публикаций за год выявлялись все субъекты
коммуникационного пространства, название которых по формальным признакам могло говорить о том, что они
представляют собой отраслевые или деловые объединения.
Пример: некоммерческая организация «Союз мороженщиков» или «Российский союз
поставщиков металлопродукции».
Определение присутствия ассоциации в сети — сайт и аккаунты в социальных сетях.
Если на сайте были заявлены ассоциации-партнеры, или они выявлялись в материалах сайта (например, в текстах
новостей) — они тоже вносились в список на проверку.
представлял из себя обратный переход в систему «Медиалогия» с найденными новыми объединениями и ассоциациями
и повторение первого и второго шагов.
Всего было сделано — пока новые объединения и
ассоциации не перестали появляться.
Полученный список проверялся на выполнение хотя бы одного критерия:
-
в течение года о нем должны были появляться публикации в СМИ в контексте его
деятельности;
-
в течение года на сайте организации должна была быть заявлена ее собственная
активность, направленная в публичное поле — заявления, обращения, собственные мероприятия,
участие во внешних мероприятиях.
Так был сформирован ранжированный список ТОП-400 отраслевых объединений и деловых
ассоциаций России.
В дальнейшем список ассоциаций был сгруппирован по видам экономической
деятельности. В качестве классификатора был использован государственный стандарт — Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности. Поскольку все деловые объединения как организации относятся
к одному классу ОКВЭД «94 Деятельность общественных организаций», на этом этапе
мы самостоятельно отнесли ассоциацию или деловое объединение к тому виду экономической
деятельности, интересы предприятий которой она отражает.
Основанием для этого стали:
-
официальные материалы самой организации, в которых структура излагает задачи и принципы своей работы;
-
контекст публикаций масс-медиа, в которых детальность организации отражена.
На этом этапе определилось, что «отрасль» с точки зрения
публичной представленности в информационном поле и «вид деятельности»
с точки зрения ОКВЭД не тождественны, причем не существует официального
классификатора отраслей в том виде, в котором они присутствуют структуре государственного управления или
публичном понятийном поле масс-медиа.
Существующий ОКВЭД ориентирован на задачи сбора государственной статистики, а аналога отмененного ОКОНХ
(Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства) в России не формировали.
Мы самостоятельно реконструировали такой классификатор, в результате чего выделили , опираясь на два основных критерия:
-
то, как отрасли в их самоназвании присутствуют в коммуникационном пространстве
ведущих деловых медиа;
-
то, как отрасли группировались в структуре федеральной исполнительной власти
в различных составах кабинета правительства за последние два десятилетия, с момента фактической отмены
ОКОНХ.
При этом важно отметить, что опора на ОКВЭД сохранена в полной мере — в
некоторых случаях мы за базу для определения отрасли принимали класс ОКВЭД, в некоторых случаях группу
ОКВЭД, но никогда в одной определяемой нами отрасли не смешивались предприятия
разных групп или классов общероссийского классификатора.
В дальнейшем объектом нашего исследования стали как ассоциации, так и отрасли, внутри которых мы проводили
рейтингование.
Формирование рейтинга
На первом этапе исследования оценивалась коммуникационная активность участников ТОП-400 отраслевых
объединений и деловых ассоциаций России. Рейтинг коммуникационной активности отраслевых ассоциаций и бизнес
объединений формируется на основе объективных замеров — медиа статистики.
Основой для замеров являются показатели информационной системы «Медиалогия», выступающей в настоящее время
отраслевым стандартом измерений для отрасли профессионалов коммуникаций. Исследуемых массив составляет более 200 тыс. сообщений в федеральных и региональных медиа, учитывается количество сообщений, контекст и роль субъекта в публикациях.