Ландшафт влияния
Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений России

Итоги 2020

Актуальность исследования

В практике Public Affairs как публичной деятельности по выстраиванию гармоничных отношений в треугольнике «государство – бизнес – общество» существенную и важную роль играют ассоциации и деловые объединения как площадки для синхронизации интересов и их публичного представления. Часто о репутации и публичного веса такой площадки напрямую зависит, насколько эффективным и открытым окажется диалог. Однако единый верифицированный реестр ассоциаций и объединений, на который могли бы ориентироваться участники проектов, выбирая партнеров, отсутствует, в том числе и на сайте профильного ведомства – Минэкономразвития:

  • Ведомство занимается только «социально-ориентированными» НКО (ведет их реестр), но основные деловые объединения в эту категорию не попадают;
  • При этом поиск по документам ведомства показывает, что департаменты и подразделения Минэкономразвития в своей работе активно взаимодействуют с несколькими десятками деловых объединений – от РСПП до Ассоциации добытчиков минтая – но это взаимодействие распылено по подразделениям, формам и не увязано в единое целое.

На сайте Министерства юстиции удалось найти информацию о зарегистрированных министерством НКО в виде отдельной базы с возможностью для поиска. Оценка информации показала:

  • По формальным признакам (название) в России зарегистрировано около 17 000 деловых ассоциаций, союзов и объединений
  • Из них около 4000 зарегистрированы в Москве и содержат в названии обозначения общероссийской организации
  • Министерство юстиции никак не регулирует, и даже не регистрирует предмет деятельности таких организаций. Все они проходят по единому классу ОКВЭД («94 - Деятельность общественных организаций»), никакой другой уточняющей информации о них не собрано.

Информационный поиск показал, что публичных попыток упорядочить пространство деятельности этих 4000 организаций, не было.

Актуальность экспертного продукта обусловлена развитием кризиса на фоне пандемии и связанными с ним ограничительными мерами. В условиях карантинных мер обострилась внутренняя конкуренция отраслей за поддержку со стороны государства. Роль ассоциаций и деловых объединений возрастает. Как носителей экспертизы их часто привлекают к разработке мер поддержки со стороны государства.

Отраслевые ассоциации и бизнес объединения – один из участников процесса по взаимодействию с государством и поиску баланса интересов. Если они дезорганизованы, то с ними невозможно вести диалог. Верифицированный реестр и понимание коммуникационной активности отраслевых ассоциаций и деловых объединений в публичном поле позволяет сформировать собеседников со стороны отрасли и государства и тем самым может влиять на принятие важных решений.

Цели исследования
  • создать верифицированный реестр действующих ассоциаций и деловых объединений , проанализировать и привлечь внимание к их в деятельности по общественно значимым направлениям с целью повышения качества диалога в треугольнике «власть-бизнес-общество»;
  • создать единое смысловое пространство вокруг объединений организаций одной отрасли, единый язык описания поля деятельности каждого отраслевого объединения, единую шкалу весов и формата диалога для отраслевых объединений между собой и с другими участниками диалога в формате Public Affairs, способствовать формированию удобных площадок для диалога.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • изучить отраслевой ландшафт,
  • выявить активные и работоспособные отраслевые ассоциации и объединения
  • создать достоверный реестр действующих организаций
  • ранжировать организации в соответствии с их публичной активностью, проблемными сферами и инициативами
  • установить отношения с отраслевыми объединениями и начать взаимодействовать изнутри
АУДИТОРИИ, которым будет интересно исследование

Представители региональной и федеральной власти

  • повышение качества диалога с бизнесом и обществом по актуальным вопросам
  • возможность выстроить коммуникации для министерств и ведомств со своими отраслями
  • предотвращение развития кризисных сценариев
  • выявленные инсайты могут быть полезны для развития отрасли (внимание к проблемам, поддержка со стороны государства)

Ассоциации и отраслевые объединения

  • продвижение отраслевых инициатив – публичный рейтинг повышает шансы донести интересы ассоциации и объединений до ключевой аудитории, в т.ч. власти
  • результаты рейтинга можно учитывать в коммуникационной стратегии ассоциаций и объединений

Бизнес

  • возможность для бизнеса найти ассоциацию для защиты и продвижения своих интересов
  • инструмент экспертной оценки возможностей и публичных ресурсов организации

Медиа

  • востребованный продукт, который позволяет обозначить сформировавшиеся или формирующиеся тренды/проблемы в экономике в целом или отдельных отраслях
  • позволяет привлечь дополнительное внимание к вопросам/проблемам отрасли и выступить площадкой для формирования публичной дискуссии среди заинтересованных акторов

Методология

Формирование реестра

  • информационный поиск в системе «Медиалогия» на базе публикаций за последний год с разработкой методики фильтрации информации и определения обязательных признаков соответствия
  • сопоставительный анализ деятельности организаций с отраслью
  • формирование облака партнеров, подтверждающего взаимосвязь организации с отраслью

Первый шаг. Информационным поиском в системе «Медиалогия» на массиве публикаций за год выявлялись все субъекты коммуникационного пространства, название которых по формальным признакам могло говорить о том, что они представляют собой отраслевые или деловые объединения.

Пример: Некоммерческая организация «Союз мороженщиков» или «Российский союз поставщиков металлопродукции».

Второй шаг. Определение присутствия ассоциации в сети – сайт и аккаунты в социальных сетях.

Если на сайте были заявлены ассоциации-партнеры, или они выявлялись в материалах сайта (например, в текстах новостей) – они тоже вносились в список на проверку.

Третий шаг представлял из себя обратный переход в систему «Медиалогия» с найденными новыми объединениями и ассоциациями и повторение первого и второго шагов.

Всего было сделано четыре таких круга – пока новые объединения и ассоциации не перестали появляться.

Полученный список проверялся на выполнение хотя бы одного критерия:

  • В течении года о нем должны были появляться публикации в СМИ в контексте его деятельности
  • В течении года на сайте организации должна была быть заявлена ее собственная активность, направленная в публичное поле – заявления, обращения, собственные мероприятия, участие во внешних мероприятиях.

Так был сформирован ранжированный список ТОП 300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России.

В дальнейшем список ассоциаций был сгруппирован по видам экономической деятельности. В качестве классификатора был использован государственный стандарт - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Поскольку все деловые объединения как организации относятся к одному классу ОКВЭД «94 Деятельность общественных организаций», на этом этапе мы самостоятельно отнесли ассоциацию или деловое объединение к тому виду экономической деятельности, интересы предприятий которой она отражает.

Основанием для этого стали:

  • Официальные материалы самой организации, в которых структура излагает задачи и принципы своей работы;
  • Контекст публикаций масс-медиа, в которых детальность организации отражена.

На этом этапе определилось, что «отрасль» с точки зрения публичной представленности в информационном поле и «вид деятельности» с точки зрения ОКВЭД не тождественны, причем не существует официального классификатора отраслей в том виде, в котором они присутствуют структуре государственного управления или публичном понятийном поле масс-медиа.

Существующий ОКВЭД ориентирован на задачи сбора государственной статистики, а аналога отмененного ОКОНХ (Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства) в России не формировали.

Мы самостоятельно реконструировали такой классификатор, в результате чего выделили 17 отраслей, опираясь на два основных критерия:

  • То, как отрасли в их самоназвании присутствуют в коммуникационном пространстве ведущих деловых медиа.
  • То, как отрасли группировались в структуре федеральной исполнительной власти в различных составах кабинета правительства за последние два десятилетия, с момента фактической отмены ОКОНХ.

При этом важно отметить, что опора на ОКВЭД сохранена в полной мере – в некоторых случаях мы за базу для определения отрасли принимали класс ОКВЭД, в некоторых случаях группу ОКВЭД, но никогда в одной определяемой нами отрасли не смешивались предприятия разных групп или классов общероссийского классификатора.

Сформированные отрасли

  1. Аграрная
  2. Воздушный и космический транспорт
  3. Добыча нефти и газа
  4. Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых
  5. Лесное хозяйство, рыболовство
  6. Металлургическое производство
  7. Производство напитков
  8. Производство продуктов питания
  9. Страхование
  10. Строительство
  11. Сухопутный и трубопроводный транспорт
  12. Торговля
  13. Туризм
  14. Фармацевтика
  15. Финансовые услуги
  16. Химическое производство
  17. IT

По каждой из сформированных 17 отраслей были сформированы отдельные рейтинги:

  • ТОП 5 отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой
  • ТОП 5 первых лиц отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой

Если отрасль в реестре ТОП 300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России отражали <5 отраслевых и бизнес объединений, в рейтинг вносилась одна ассоциация-лидер и одна персона-лидер.

Формирование рейтинга

На первом этапе исследования оценивалась коммуникационная активность участников ТОП 300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России.

Рейтинг коммуникационной активности отраслевых ассоциаций и бизнес объединений формируется на основе объективных замеров – медиа статистики.

Основой для замеров являются показатели информационной системы «Медиалогия», выступающей в настоящее время отраслевым стандартом измерений для отрасли профессионалов коммуникаций.

Исследуемый массив составляет более 200 тыс. сообщений в федеральных и региональных медиа, учитывается количество сообщений, контекст и роль субъекта в публикациях.

Итоговый продукт
  • ТОП 300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России
    Верифицированный реестр действующих отраслевых и деловых объединений России:

Рейтинг лидеров отраслевых ассоциаций и деловых объединений по коммуникационной активности в публичном поле, сформированный по отдельным группам:

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Деловые медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Федеральные медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих федеральных масс-медиа, работающих с широкой аудиторией

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Региональные медиа
    Рейтинг отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих региональных масс-медиа

  • ТОП 50 отраслевых и бизнес объединений. Первые лица в медиа
    Рейтинг первых лиц отраслевых и бизнес объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой

  • ТОП 20 отраслевых и бизнес объединений. Социальные сети
    Рейтинг отраслевых и бизнес объединений по активности в социальных сетях

  • Рейтинг ассоциаций и бизнес объединений. Отрасли
    Рейтинг внутри отраслей по суммарной коммуникационной активности ассоциаций и бизнес объединений, представляющих организации отрасли